Появлению лифтов мы обязаны французскому королю
Лифт - тип транспорта, предназначенный для вертикального перемещения пассажиров и грузов. Современный пассажирский лифт имеет возможность перемещать до тридцати человек, а шахтные пассажирские лифты - около 100 человек. Обычный лифт перемещается со скоростью от 0,5 - 4 м/с, а у высокоскоростного лифта скорость может быть 17 м/с. Грузовой лифт способен перемещать до10 тонн груза со скоростью до 1,5 м/с.
Лифты для жилых домов - главный предмет комфорта и удобства, без которого сложно предположить современные небоскребы, да и обычные дома. Тем не менеедалеко не все знают, как и в какое время были созданы первые лифты. Сейчас мы расскажем эту историю.
Историки считают моментом появления лифта 1743 год. Именно тогда по велению французского короля Людовика XV, которому к тому времени минуло 33 года, во дворце в Версале был сооружен первый лифт. Королю уж слишком не нравилось напрягаться и подниматься в комнату и спальню своей любовницы, расположенные этажом выше.
Тем не менее прототип лифта, привычного для нашего глаза, был создан больше чем через сто лет благодаря американскому изобретателю Э. Г. Отису (1811 - 1861 гг.). Данный человек перебрал в своей жизни немало профессий - работал на стройке и лесопилке, строил экпиажи. В 1852 году, во время работы на мебельной фабрике, делавшей кровати, Отис получил трудное задание - сконструировать грузовой лифт для доставки досок на второй этаж.
В 1853 году американец открыл миру грузовой лифт с аварийным тормозом, который моментально реагировал в случае обрыва троса. Отис присоединил трос к платформе лифта через плоскую пружину подобной рессоре, а по бокам подъемника присоедил зубчатые рельсы. Даже под весом неполной платформы пружина выпрямлялась и просто проходила между рельсами. Если, не приведи господь, канат рвался, пружина, распрямлялась, застревала своими кончиками в зубцах рельсов и тем самым останавливала падение грузового лифта.
Отис окрестил свои подъемные платформы “безопасными лифтами” и создал маленькую фирму по их производству, которая до сих пор является ведущим производителем в этой области.
В 1854 году Отис провел грандиозную PR- кампанию для популяризации выпускаемых им грузовых лифтов. В Нью-Йорке в выставочном зале с высоким куполом перемещалась подъемная платформа между двумя опорами высотой 12 метров. На вершине сооружения был ассистент с огромным мечом в руке, а на самой платформе в груде ящиковкоробок и бочек прятался сам изобретатель во фраке и в цилиндре. Паровая машина поднимала лифт под самый купол, а затем ассистент по команде Отиса стремительно обрубал канат мечом. Лифт падал вниз, но через 1-2 метра автоматика с диким звуком срабатывала и предотвращала падение. Довольный Отис снимал цилиндр и кланялся восторженным наблюдателям этого номера.
В 1857 году в 5-этажном магазине на Бродвее появился первый пассажирский лифт, который выпустила компания Отиса. Лифт перевозил до пяти человек и двигался со скоростью 20 см/сек. Отис, к сожалению, не до конца осознал гениальность своего детища, т. к., когда начали появляться небоскребы, он уже умер.
В первых небоскребах использовали гидравлический лифт без каната, который был изобретен в Париже в 1867 году и чуть позднее установлен на Эйфелевой башне. В длинном цилиндре располагался ходящий поршень, выталкивающий кабинку наверх под напором жидкости. Но такие лифты для жилых домов могли быть сооружены в здании не выше двадцати этажей, хотя и ходили в двадцать раз эффективнее, чем пассажирские лифты системы Отиса. Затем гидравлику модернизировали - цилиндр поставили горизонтально, а канат, который поднимал кабину, тянулся с помощью поршня через систему блоков.
Впервые электрический пассажирский лифт был выпущен в 1880 году немецкой компаниейфабрикой “Сименс и Гальске”, который за 11 секунд перемещался на высоту двадцать два метра. С этого времени проблема высоты подъема уже не препятствовала росту количества этажей домов.
Наиболее высокий небоскреб “Сирс Тауэр” в Чикаго (Америка) оборудован 106 пассажирскими лифтами. шестнадцать из них - двухэтажные: берут и высаживают людей в одно и тоже время на 2-х этажах. Для гостей смотровой площадки на крыше установлены два экспресс-лифта, которые поднимаются на высоту 412 метров немного больше, чем за минутку.
|